См.: Книга Судей, 6, 37-40.

См.: Книга Судей, 6, 37-40.


которое либо можно видеть, либо нет. В первую очередь приходит на ум аналогия с летучей жидкостью: из неви­димого состояния она конденсируется в видимую каплю. Погружаясь в изучение древних текстов, мы все еще тре­петно ощущаем чудо исчезновения и повторного появле­ния, которое раскрывалось алхимику через испарение воды или ртути: по Гераклиту именно это и есть происходящий по мановению волшебной палочки Гермеса процесс пре­вращения души, ставшей водой, в невидимую «пневму», и ее нисхождения из эмпирея обратно в видимую форму тво­рения. Драгоценный документ с описанием этого превра­щения оставил нам Зосим Панополитанский (III век).

Игра воображения, которой человек предается См.: Книга Судей, 6, 37-40. у кипя­щего котла — находясь при этом в ситуации, соответству­ющей самым ранним попыткам познания окружающего мира, — также, возможно, оказала влияние на феномен исчезновения и повторного появления НЛО.

Форма капли, неожиданно возникшая в сновидении, подсказала нам сравнение с центральной идеей алхимии, известной не только в Европе, но и в Индии, а также в Китае. Читателю может показаться, что в поисках крите­риев для сравнения мы зашли слишком далеко. Но если кто-то хочет приблизиться к объяснению такого исключи­тельного явления, как НЛО, он обязан привлечь для этой цели столь же исключительный психологический контекст. Не следует надеяться, что наши известные принципы ра См.: Книга Судей, 6, 37-40.­ционального объяснения могут оказаться соизмеримыми с тем ощущением странности, которое неотъемлемо присуще появлениям НЛО. Психоаналитический подход (во фрей­довском смысле) способен в лучшем случае на то, чтобы на основании предвзятой сексуальной «теории» трансфор­мировать представление о НЛО в соответствующую сексу­альную фантазию; например, рассматриваемый нами сон в лучшем случае свелся бы к нисхождению с небес «вытес­ненной» матки: учитывая то обстоятельство, что женщина, о которой идет речь, была подвержена кошмарам, подо­бная интерпретация удачно вписалась бы в давнюю кон­цепцию истерии как «миграции матки» (hysteros = «мат­ка») . Но как же тогда быть с пилотами-мужчинами, кото­рые фактически являются См.: Книга Судей, 6, 37-40. авторами слухов? Как бы то ни было, «сексуальный язык» имеет не большее значение,чем любое другое средство символического выражения. По сути дела этот способ объяснения носит такой же рациона­листический и одновременно мифологический характер, как и россказни с технической подоплекой о сущности и целях НЛО.

Рассказчица достаточно хорошо знает психологию, что­бы даже во сне сознавать необходимость не поддаваться страху и не пытаться бежать — хотя именно это она пред­почла бы сделать. Ее бессознательное создает ситуацию не­возможности для нее такого выхода. Таким образом, рас­сказчица получает возможность наблюдать феномен с близкого расстояния. Оказывается, что он не представляет опасности См.: Книга Судей, 6, 37-40.. Несомненно, беспечные шаги женщины, иду­щей вниз по Елисейским полям, указывают на существо­вание в мире людей, либо ничего не знающих о явлениях подобного рода, либо не испытывающих никакого страха перед ними.

КОММЕНТАРИЙ КО ВТОРОМУ СНУ

Экспозиция сна начинается с того, что царит темная ночь; обычно именно в этот час люди спят и видят сны. Как и в предыдущем сне, разгорается паника. Появляются многочисленные летающие объекты. Вспомним коммента­рий к первому сну: там летающая тарелка появилась в единственном числе, тогда как здесь их очень много. Это значит, что первый сон подчеркивает единство «Самости», единство той всеподчиняющей, можно См.: Книга Судей, 6, 37-40. сказать — божест­венной формы, которая воплощает целостность человека; во втором сне единство распадается на множественность. В мифологическом измерении эта множественность соответ­ствовала бы множественности богов, человекобогов, демо­нов или душ. На языке герметической философии таинст­венная сущность, квинтэссенция имеет, конечно, тысячи имен, но по существу она составляет нечто Одно, Единое (что в принципе синонимично понятию «Бог»), и обраща­ется в множественность только в результате определенного дробления, распада (multiplicatio).



Алхимия ощущает и осознает себя как «божественное творение» (opus divinum) — в той мере, в какой она стре­мится освободить «скованную душу» (anima in compendibus), то есть освободить демиурга, разделенного между созданными им См.: Книга Судей, 6, 37-40. же самим стихиями, вызволить его из заточения и, таким образом, привести душу к ее перво­начальному состоянию единства. С точки зрения психоло­гии множественность, в виде которой представлен символ единства, означает расщепление, приводящее к появлению самостоятельных единиц, то есть, иначе говоря, множест­венность «Самости»: «метафизическое» Начало, Единое Божество распадается на множество «низших богов» (dei inferiores). С точки зрения христианской догмы подобный процесс мог бы показаться глубочайшей ересью, если бы не ясные и точные слова Христа: «Вы как боги», и не менее ясная мысль о том, что люди — это «дети Божьи»: оба ут­верждения предполагают по меньшей мере потенциальную родственность людей См.: Книга Судей, 6, 37-40. Богу.

В психологическом плане множественность летающих объектов могла бы соответствовать проекции множествен­ности человеческих особей, но выбор символа — изобра­жения в виде округлых тел — показывает, что в данном случае проецируется не просто множественность лично­стей, а скорее их идеальная психическая целостность, то есть, иначе говоря, не эмпирический человек — такой, ка­ким он знает сам себя, — но его глобальная психическая субстанция, в пределах которой содержимое сознания дол­жно быть дополнено содержимым бессознательного. Благо­даря успехам психологии нам известно нечто существен­ное, касающееся сферы бессознательного; используя это знание, мы пытаемся с помощью гипотетических догадок двигаться дальше. Тем не менее мы все еще См.: Книга Судей, 6, 37-40. очень далеки от возможности составить хоть сколько-нибудь обоснован­ную концепцию целого — пусть даже гипотетическую. Из великого множества сложностей, с которыми сталкивается психология бессознательного, упомянем только одну — парапсихологические констатации; в настоящее время ими уже нельзя пренебрегать, и более того — их следует при­нимать во внимание, если мы хотим оценить психические процессы во всей их полноте. Таким образом, уже нет оснований рассматривать бессознательное как нечто, находящееся в каузальной зависимости от сознания, поскольку оно обладает свойствами, которые сознанию чужды. В нем скорее следует видеть независимую величину, находящуюся в постоянном взаимодействии с сознанием.

Множественность летающих тарелок соответствует про­екции множественности психических образов См.: Книга Судей, 6, 37-40. целостности; тарелки появляются в небе, ибо представляют собой архе­типы, заряженные энергией, но не распознаваемые и не воспринимаемые людьми в своей истинной сущности пси­хических факторов. Это незнание и невосприимчивость обусловлены «отсталостью» современного сознания, вслед­ствие чего отдельный индивидуум не располагает никаки­ми понятиями, никакими мыслительными категориями, которые позволили бы ему охватить сущность «психиче­ской целостности». Более того, воспитание, получаемое в наши дни сознанием, заставляет его усматривать в архе­типах не формы, неотъемлемо присущие психической суб­станции, а данные из-за пределов психической сферы, то есть либо реальные факты, либо факты, существующие в метафизическом пространстве и требующие, чтобы в См.: Книга Судей, 6, 37-40. них верили. Вот почему архетип, случайно заряженный допол­нительной энергией в результате действия факторов, при­сущих данной эпохе или общей психологической ситуации, не может быть прямо интегрирован в сознание. В этих ус­ловиях единственной возможностью для архетипа стано­вится косвенное проявление в виде спонтанной проекции. Проецируемый внутренний образ принимает вид реально­го факта, внешне совершенно независимого от психиче­ской субстанции индивида и от ее состава: мандала и ее округлая целостность превращаются в межпланетный летательный аппарат, пилотируемый разумными сущест­вами.

Чаще всего НЛО имеют чечевицеобразную форму. Пред­почтение, оказываемое этой форме, не должно нас удив­лять. Согласно многочисленным историческим свидетель См.: Книга Судей, 6, 37-40.­ствам целостная человеческая душа во все времена наде­лялась чем-то вроде космической параллели: душа отдель­ного человека воспринималась как имеющая «небесное» происхождение, как частица всемирной души — микро­косм, отражающий свойства макрокосма. Лейбницевская теория монад — красноречивый пример, иллюстрирующий сказанное. Макрокосм — это окружающий нас мир звезд; наивному восприятию он представляется шаром. Вот почему это же наивное восприятие приписывает душе анало­гичную форму. Небо заполнено скоплениями звезд — га­лактиками, — которые чаще всего имеют чечевицеобраз­ную форму, такую же, как и НЛО. Таким образом, форма чечевичного зерна, приписываемая НЛО, может рассмат­риваться как уступка современной астрономической науке: насколько мне известно, ни одна См.: Книга Судей, 6, 37-40. из древних традиций не представляла душу в виде линзы. Возможно, здесь мы име­ем дело с примером того, как традиция модифицируется под влиянием современных достижений науки: древние об­разные представления меняются в связи с новым содержи­мым, обретаемым сферой сознания. Мы часто наблюдаем, как автомобили и самолеты замещают в сновидениях на­ших современников животных и сказочных чудовищ преж­них времен.

Но возможно и другое: здесь мы имеем дело с проявле­нием «абсолютного знания» — естественного результата слияния бессознательной психической субстанции и объек­тивных данных об окружающем мире. Подобная возмож­ность подсказана нам некоторыми данными парапсихоло­гии, однако мы задаемся проблемой См.: Книга Судей, 6, 37-40. «абсолютного знания» не только в связи с телепатией или предчувствиями, но и в связи с некоторыми биологическими фактами. К приме­ру, Портман1 подчеркивает удивительную способность ви­руса бешенства адаптироваться к анатомии собаки и чело­века, «знание» осы относительно расположения двигатель­ных нервных узлов гусеницы, предназначенной для корм­ления ее потомства, свечение рыб и насекомых с коэффициентом полезного действия до 99%, чувство ори­ентации у почтовых голубей, предчувствие землетрясения у кошек и кур, удивительную степень сотрудничества, до­стигнутую в некоторых симбиотических отношениях. Из­вестно, что жизненные процессы не могут быть объяснены на основе одного только принципа каузальности; послед См.: Книга Судей, 6, 37-40.­ний необходимо дополнить понятием о «разумном» выборе. Подобная точка зрения позволяет уяснить, почему форма летающих тарелок обнаруживает аналогию с элементами пространственных структур мира (галактик) — пусть даже


documentbddsedt.html
documentbddslob.html
documentbddssyj.html
documentbddtair.html
documentbddthsz.html
Документ См.: Книга Судей, 6, 37-40.